Сделки с недвижимостью – через нотариуса

В каких случаях при покупке или продаже недвижимости требуется удостоверение у нотариуса? На этот вопрос Управление Росреестра по Удмуртской Республике разъясняет следующее.

Нотариальное удостоверение обязательно не для любой сделки, которая влечет возникновение, изменение или прекращение права на имущество. Обращение к нотариусу потребуется только в случаях, определенных законом.

В настоящее время по закону обязательного нотариального удостоверения требуют несколько видов сделок с недвижимостью. В частности, к ним относятся:
— сделки по отчуждению т. е. продаже, дарению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. В том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке. К примеру, договор купли-продажи недвижимости, находящейся в долевой собственности, подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Во-вторых, сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом при опеке или на условиях доверительного управления. В случае отчуждения недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину.

В-третьих, если заявлении и документы на регистрацию сделки или на регистрацию права, ограничения или обременения направляются почтовым отправлением.

В-четвертых, если заявления и документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности представлены супругами на приобретаемый по договору купли-продажи объект недвижимого имущества (при отсутствии заключенного между супругами брачного договора).

Также нотариального удостоверения требуют соглашение об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора.

Таким образом, обязательное нотариальное удостоверение сделок и договоров позволяет обеспечить законность сделок с недвижимостью и защиту прав собственников. К плюсам нотариально заверенной сделки, бесспорно, относится еще и срок проведения государственной регистрации прав. Так, при подаче удостоверенных нотариусом документов регистрация осуществляется в течение трех рабочих дней (через МФЦ – пять рабочих дней), а в случае поступления документов в электронном виде — в течение одного рабочего дня.